Маска и душа
- Год производства: 2002
- Премьера: неизвестно
- Страна: Россия
- Жанр:Исторический
- Продюсер:Сергей Колосов
- Продолжительность: 00:52:00
- Актёры: Владимир Симонов, Сергей Безруков, Ефим Байковский, Александр Балуев, Валерий Баринов, Георгий Богадист, Вера Васильева, Артём Веселов, Ирина Горчакова, Сергей Гайдей, Сергей Десницкий, Андрей Егоров (I), Галина Золотарева, Владимир Земляникин, Александр Игнатуша, Артём Каминский, Руслан Карачурин, Евгений Карельских, Александр Клюквин, Татьяна Калашникова, Евгений Князев, Алексей Колосов, Сергей Колесников, Владимир Майсурадзе, Эдуард Марцевич, Василий Мищенко, Леван Мсхиладзе, Андрей Межулис, Павел Остроухов, Александр Пантелеев, Борис Плотников, Борис Романов (I), Виктор Сергачёв, Пётр Скусниченко, Виктор Соловьёв (I), Евгений Сиротин, Олег Соколов, Борис Токарев (I)
Фильм снят по книге мемуаров Федора Шаляпина "Маска и душа. Мои сорок лет на театрах". Прошло более семидесяти лет со дня смерти Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938), но интерес к его личности и творчеству не ослабевает. Он продолжает оставаться эталоном оперного певца, образцом для подражания, гордостью российской и мировой культуры. Кроме многочисленных сценических масок, у Шаляпина существовала еще одна - маска человека благополучного во всех отношениях, баловня судьбы. Таким воспринимала его Европа после эмиграции певца из России. И лишь в воспоминаниях, впервые вышедших в Париже в 1932 году, он рассказал о горьком хлебе изгнанника, о тоске по Родине, о своей душе, которую не удосужились понять слишком многие. В предисловии к книге певец писал: "В моей работе я стремился прежде всего к полной правдивости. Я выступаю перед читателями без грима". Авторы фильма не сочиняли никаких диалогов. "Все диалоги взяты из шаляпинской книги. В литературном и режиссерском сценариях были разработаны предложенные книгой ситуации. Книга пронизана болью по поводу того, что Шаляпин вынужден был покинуть Россию. И это его мучило. Ведь Шаляпин не случайно называет свою книгу "Маска и душа". Под маской он имеет в виду образы, которые он создает. Он ведь был великолепный художник, рисовал прекрасно, рисовал и себя, в том числе в ролях, в гриме. Потом они с гримером всегда обсуждали наброски, сделанные самим Федором Ивановичем. Но главное содержание связано с тоской по России. Поэтому такие проблемы, как отъезд из России, тоска по России, отношение к советской России - я проакцентировал, естественно, на этом материале..." (С. Колосов)